Российский союз молодых ученых

http://rosmu.ru/activity/events/726.html (версия для печати)

03.11.2010

В Москве состоялось пленарное заседание Общественной палаты Российской Федерации "Российское образование: взгляд 2010"

3 ноября 2010 года в Москве состоялось пленарное заседание Общественной палаты Российской Федерации "Российское образование: взгляд 2010". Российский союз молодых ученых на данном мероприятии представляла Заместитель председателя Совета Наталия Подвойская.

Ключевая проблема современного отечественного образования – его низкое качество, отмечается в материалах прошедшего пленарного заседания. "Несмотря на то, что в нашей стране на 10 тысяч человек приходится целых 620 студентов, в стране наблюдается дефицит квалифицированных специалистов в большинстве сфер", – отметил председатель комиссии Общественной палаты по развитию образования Ярослав Кузьминов. Дефицит рабочих специальностей составляет 60%. Также не хватает грамотных юристов, экономистов и др., хотя ежегодно дипломы по этим специальностям получают большое количество молодых людей. "Это свидетельствует о процветании псевдообразования в России, мы покупаем "костюмы для покойников". Сегодня у нас настоящих вузов не больше ста", – считает Ярослав Кузьминов. При этом доля предприятий, которые не сотрудничают с вузами, за последние пять лет выросла с 21% до 71%. В свою очередь, как отмечают эксперты, вузы перестали выпускать узких специалистов в той или иной области, давая студентам лишь общекультурные знания.

Вместе с тем, иметь высшее образование стало модно, а не иметь – стыдно и непрактично. Четверть работодателей требуют диплом о высшем образовании даже при приеме разнорабочих. В таких условиях в "вышку" не идет только ленивый. В Китае, например, всего 15% людей после школы становятся студентами.

"Мы лидеры по числу студентов, за нами с большим отрывом идут США и Финляндия (520 студентов на 10 тысяч населения)", – подчеркнул Ярослав Кузьминов, который видит выход в появлении в России прикладного бакалавриата. "Три года прикладного бакалавриата, как в Германии, например, это шанс дать высшее образование всем желающим", – добавил он.

Другая причина невысокого качества образования выпускников высшей школы, по мнению Ярослава Кузьминова, кроется в качестве школьного образования. Срок обучения в школе, уверен член Общественной палаты, должен быть увеличен, как минимум, до 12 лет. Сейчас студентам-первокурсникам вуз вынужден давать знания, которые они должны были получить еще в школе.

"Фактически, школьное образование у нас длится восемь лет, потому что первый класс ликвидирует нехватку дошкольного образования, потом адаптация при переходе в среднее звено, потом год подготовки к ЕГЭ", – заметил член Общественной палаты Ефим Рачевский.

Руководитель Центра мониторинга и статистики образования Марк Агранович отметил, что в развитых странах в колледжи и вузы молодые люди поступают в 20 лет. Российская молодежь в этом возрасте часто уже заканчивает высшие учебные заведения. Между тем, поступая в вуз в 17 лет, невозможно быть абсолютно уверенным в выборе профессии.

По мнению члена Общественной палаты Любови Духаниной, государство должно уделять больше внимания дошкольному образованию. Лишь 59% российских детей посещают детские сады, 20% стоят в очередь, родители остальных не рассматривают возможность посещения своими детьми детского сада. Любовь Духанина заявила о необходимости поддержки со стороны государства эффективных программ опережающего развития, ориентированных на детей от нуля до трех лет. Однако первоочередная задача государства – обеспечить места в детских садах для всех детей, отметила эксперт.

Министр образования и науки Российской Федерации Андрей Фурсенко, выступая на пленарном заседании, полностью поддержал Любовь Духанину, говоря о важности дошкольного образования. "Самые острые проблемы у нас с дошкольным образованием и с поступлением в первый класс", – подчеркнул министр. По мнению Андрея Фурсенко, "подготовиться и поступить в хорошую школу на порядок важнее и сложнее, чем "устроиться" сегодня в хороший вуз". "Если ты попал в хорошую школу, то и дальше у тебя все будет хорошо", – добавил он.

Затронув тему среднего образования, Андрей Фурсенко заметил, что образовательные учреждения не должны превращаться в "социальные учреждения для тех, что в них работает". "Когда при нехватке учеников рядом стоят две полупустые школы, и они не хотят реорганизовываться, это не правильно", – уверен министр. В любом учебном процессе главным является, по его мнению, ученик или студент.

Поэтому к 2016 году, когда Россия начнет выходить из демографической ямы, в стране должны появиться современные, обновленные школы. Мы должны начинать их строить уже сейчас, считает Андрей Фурсенко.

По итогам пленарного заседания Общественная палата подготовит рекомендации, которые будут представлены Президенту и Правительству Российской Федерации.

При подготовке сообщения использованы материалы Официального сайта Общественной палаты Российской Федерации.

В разделе "Точка зрения" сайта Российского союза молодых ученых представлен проект доклада "Российские государственные вузы: индексы качества приема – 2010", подготовленный Общественной палатой Российской Федерации и Российским агентством международной информации РИА Новости, в котором представлены результаты мониторинга уровня зачисленных на программы подготовки бакалавров и специалистов (очная дневная форма обучения) в государственные вузы России.

Темы: Общественная палата